Достоинства музыкального творчества


Когда-то я встречал их в антракте в камерных концертах, в больших и малых залах. Они шли обычно в одиночку, подле самых стен фойе, не узнавая своих знакомых, шли с недоброй рассеянностью в глазах, с едва заметной улыбкой в одном углу рта. «Они обращались к искусству со своим пером так, по нечаянности, потому что так пришлось в эту минуту; они брались писать о нем, прежде о том никогда не думавши, экспромтом для самих себя, без малейшего приготовления...» «Это все были ограниченные люди из числа несостоявшихся или осекшихся сочинителей» (В. В. Стасов).

Достоинства музыкального творчества

Но все это давно прошедшее. В нашу эпоху существеннейшие недостатки буржуазной критики давно изжиты, однако критика все же не занимает еще подобающего ей места в развитии советской исполнительской культуры. «Как ни кратки слова «да» и «нет» - все же они требуют самого серьезного размышления».

Строго говоря, критика, которая должна выражать общественное мнение, является иногда результатом личного вкуса, и подчас не слишком хорошего. Она не достигла еще того понимания и не сумела пока подняться на ту принципиальную высоту, перед которой раскрываются задачи исключительной ответственности в области творческого воспитания слушателя и исполнителя. Оттого-то и идейный кругозор концертной критики недостаточно глубок; не хватает размаха. Но изжить эти недостатки необходимо, ибо для советского концертного критика прежде всего должны быть дороги интересы концерта, интересы его исполнителей и слушателей. Кроме того, рецензии, которые выходят в свет, должны быть занимательны, должны привлекать к себе внимание широкого читателя, а не отпугивать его специальной терминологией и набором стандартных рецептов, взятых из критической картотеки. Они должны быть также оригинальны, быть для исполнителя по существу своему педагогичны, а для слушателя представлять эстетический и познавательный интерес.

| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |