История квартетной музыки


История квартетной музыки

История квартетной музыки начинается с 1755 года, когда австрийским композитором Иосифом Гайдном был написан первый струнный квартет для четырех смычковых инструментов: двух скрипок, альта и виолончели. Классические квартеты Гайдна приобрели значение образца для позднейших поколений композиторов, работавших в этой сфере. И на протяжении многих лет, вплоть до наших дней, непрерывно развивается этот драгоценный жанр музыкальных композиций для определенного состава исполнителей.

Но вершиной квартетной музыки остаются и поныне шестнадцать квартетов Бетховена, ученика Гайдна. Особенное значение приобретают пять последних квартетов великого композитора, над которыми он работал в 1824- 1826 годах.

«Каждый из последних пяти квартетов, - пишет Арнольд Алсквандрович Альшванг, - своеобразен, каждый обладает собственной индивидуальностью. Это поразительно яркие повествования о внутреннем мире великого художника. Последние квартеты Бетховена полны бодрых, жизнеутверждающих эпизодов, навеянных массовыми народными музыкальными жанрами... Последние квартеты оказали влияние не только на музыкантов-романтиков в Западной Европе, но и на русскую передовую художественную среду... Именно в этих последних квартетах величайшие русские композиторы шестидесятых годов видели идеал инструментальной музыки, смело рвущей с косной традицией и дающей и новую форму, и новое психологическое содержание».

История квартетной музыки

В начале двадцатых годов XIX века через полосатые шлагбаумы, через головы жандармов стали проникать в Россию произведения Бетховена. Он очаровывает молодого Глинк, его симфонии разучивают оркестры в музыкальных салонах, в частности в домах М. Ю. Виельгорского и графа Салтыкова в Москве. Поражение Бонапарта, выдающаяся роль России в освобождении Европы от наполеоновских войн и, наконец, резко изменившееся отношение композитора к «великому герою Франции» - все это увеличивало интерес Бетховена ко всему русскому и закрепляло его связи с русскими, жившими в австрийской столице, особенно с послом графом Андреем - Кирилловичем Разумовским.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |