Ключ к сердцу слушателя


Когда у великого итальянского трагика Томазо Сальвини, исполнявшего роль Отелло, спросили, откуда он берет крик отчаяния в сцене убийства Дездемоны, когда мавр узнает о ее невинности, он ответил, указывая на зал: «Оттуда».

Ключ к сердцу слушателя

Вместе с тем концерт является не только результатом содружества исполнителя и слушателя, но, в отличие от картины или скульптуры, концерт непосредственно и tie-медленно отражается в душе слушателя и одновременно с моментом окончания исполнения умирает. Проще говоря, в пустом зале исполнитель попадает в положение Антея, поднятого Гераклом; если концерт публике не нравится, она перестает его посещать и все концертное сооружение рассыпается, как карточный домик. Легко поэтому вывести заключение, что концерт должен прежде всего доставлять публике удовольствие, иными словами, возбуждать в ней те переживания, о которых мы говорили выше и которые на специальном языке принято называть «эстетическим наслаждением». В удовольствии - ключ к сердцу слушателя, в нем поэтический смысл концерта, без чего никакие задачи - ни эстетические, ни этические неразрешимы. При повторении удовольствие легко переходит в потребность.

Ключ к сердцу слушателя

«Музыка - это чудо», - говорил Гейне. Ее красноречивый язык не знает ни национальных, ни географических границ. Музыка доступна всем: и детям и взрослым, и черным и белым, и академикам и рабочим. Вспомним, например, как у шахтеров Донецкого бассейна заветные мечты великих композиторов, вложенные в скромные рамки струнного квартета, вызвали живой отклик. Конечно, есть люди тупые и к музыке, люди, так сказать, с Мидасовыми ушами, отдающие предпочтение больше Марсию, чем Аполлону. Но, минуя исключения и оттенки, принадлежащие тому или другому составу публики, можно, пользуясь пройденным опытом, предположить, что коллективный ум публики, в какой бы точке земного шара она ни обитала, склонен одинаково реагировать на все истинно прекрасное, выражено ли оно в Пергамских мраморах или симфониях Чайковского, в «Спящей Венере» Джорджоне или в магнетическом темпераменте Антона Рубинштейна.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |