Назойливые и подчас беспощадные требования


Здесь искусство ищет не только оценок, но и исследования, а место, где устраивается конкурс, становится международной ареной смотра талантов, местом паломничества широких слоев населения. Ряды слушателей стремительно умножаются. Понятный всем язык музыки сближает народы, ведет к культурному и нравственному взаимопониманию, независимо от национальных или расовых особенностей. И если па таких состязаниях вспыхивает звезда первой величины, подавляя своим блеском и близких и дальних соседей, конкурс перерастает в праздник, в большое общенародное торжество.

Помимо излишней, на мой взгляд, поспешности и частоты, с какой устраиваются конкурсы, их надо освободить от пристрастия, от профессионального сыска, доктринерства и хорошего знакомства членов жюри между собой.

Назойливые и подчас беспощадные требования

Назойливые и подчас беспощадные требования некоторых малоодаренных педагогов, входящих в состав отборочных комиссий, явно контрастируют с открытыми суждениями большой аудитории, в которой обычно задают тон студенты, эта самая тонкая и чуткая публика. Эти слушатели выражают свое мнение аплодисментами, криками восторга, одушевленными паузами. Не меняя строгого характера соревнования, они вносят в него живую взволнованность, искренность, восхищение. А исполнитель, имея перед собой такое огромное и благородное поле действия, находит в себе новые, еще неведомые ему творческие силы. И не антогонизм между слушателями и ареопагом, а взаимное понимание и добросердечное отношение друг к другу вот в чем должны быть искренне заинтересованы жюри, и исполнители, и слушатели. Тогда-то и сократится число сомнительных шаров в отборочной урне.

Назойливые и подчас беспощадные требования

В эпоху, когда воспитание и развитие талантов рассматривается у нас как одна из важнейших государственных задач, надо научиться безошибочно определять ростки настоящего дарования, улавливать их там, где они еще могут быть скрыты волнением, застенчивостью или неопытностью. Надо бороться за молодого музыканта, отстаивать его от тех равнодушных профессионалов, которые подходят к музыке как к статистической таблице. В работе с особо одаренными исполнителями, по-моему, следует, не впадая в крайности и не мудрствуя лукаво, больше доверять таланту.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |