Новый атональный жанр концертного конферансье


Новый атональный жанр концертного конферансье

После первого звонка слушатели занимают свои места. Перед ними открывается перспектива эстрады. Тускло, безлюдно и холодно, как на захолустной станции до прихода поезда. Неподвижной глыбой выглядит рояль, стоящий на плохо вычищенном полу. В известном отдалении от него ряды стульев, несколько сосновых пультов, забытый контрабас, повернутый тыльной стороной к зрителю. Скоро сюда придут люди в будничных спецовках, они начнут двигать рояль то в одну, то в другую, сторону, пока он не станет наконец на место. Потом они откроют крышку рояля, выдвинут, если нужно, пюпитры и в заключение выдернут из челюсти стульев один и поставят его у рояля. После этого эстрадой на некоторое время овладевает так называемый ведущий. В смешанном концерте всем знакома традиционная фигура этого человека. Черты его лица навсегда приведены к выражению мимического экстаза. Блестящие шаржи, находчивые реплики, тонкие намеки, веселые анекдоты рождаются на глазах у публики внезапно, точно Венера из пены морской. Но какою ворожбой сумел проникнуть на камерную эстраду этот новый атональный жанр концертного конферансье, подменив собой бесшумную печатную программу? Речь идет не о названиях исполняемых произведений, отпечатанных на итальянском языке. Мы имеем в виду программу, на страницах которой слушатель почерпнет много поучительных сведений об исполняемой музыке, о ее творцах, об эпохе, стиле. Еще до начала концерта он познакомится с биографией исполнителя, увидит его портрет на титульном листе, узнает о знаменательных датах в его творческой жизни, о его художественных планах.

Новый атональный жанр концертного конферансье

Несмотря на важное значение печатной программы, в концертной практике она совершенно игнорируется. Между тем сюжетность и образность, получившие такое широкое распространение в творчестве «кучкистов», в произведениях Чайковского, а также в сочинениях западных композиторов, явно требуют литературных примечаний и пояснений. Особенно нуждается в этом музыка внепрограммного характера. Исполнение инструментальной музыки без текстовых иллюстраций означает порой громадную потерю напрасно затраченной артистической энергии и, следовательно, снижение просветительно-художественного результата концертного выступления.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |