Прошлое русской виолончели


«Виолончели чужды те сверхъестественные усилия виолончелистов сделать из виолончели во что бы то ни стало скрипку» (А. Серов). У виолончели своя природа, свое заветное, своя техника, которой ближе свободная, живописная манера выражения, не стесненная графическими границами, а играющая контрастами света и тени. В самом деле, какой баритон возьмется за исполнение алябьевского «Соловья» с его виртуозными украшениями и колоратурой? Между тем произведения Крейслера или Венявского часто исполняют на виолончели, зная при этом, что звучат они гораздо лучше на скрипке, точно так же как Шопен лучше всего звучит на рояле, а «Полет шмеля» Римского-Корсакова - в оркестре.

Прошлое русской виолончели

Прошлое русской виолончели богато талантливыми исполнителями. Хорошо известны имена Давыдова, Вержбиловича, Белоусова, Брандукова92. Сведения о них современный читатель черпает, как обычно, в специальной литературе или в воспоминаниях современников. Позволительно тут же заметить, что иной раз в этих материалах содержится такое обилие цитат и накурено так много фимиама, что за этим совершенно невозможно разглядеть живой портрет крупного артиста и тем более заметить отличительные черты его творческого облика. Все настолько одинаковы и безупречно хороши, что буквально не знаешь, кому же отдать предпочтение, словно читаешь не исследование, а дифирамбическую оду.

Современное поколение виолончелистов, которым удалось перешагнуть границы «республики» оркестра, видимо за малым исключением, не пошло по стопам своих предшественников, которые в своей артистической деятельности не забывали о двух главных вещах: во-первых, о том, «что виолончель может и чего не может», и во-вторых, «что виолончель - инструмент, сходный с человеческим голосом, инструмент поющий».

Прошлое русской виолончели


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |