Работая над собой


Слушая Давида Ойстраха в дуэте или трио, я мысленно настойчиво переносил его в струнный квартет. Тонко чувствующий высокий стиль квартетной музыки, он представлялся мне душой квартета, чья коллективная индивидуальность производит неотразимое впечатление. И быть может тогда, мечтал я, нашему, несколько потускневшему квартетному исполнительству, будет возвращена прежняя слава - слава тридцатых годов Советской эпохи.

Работая над собой

Я не пишу биографии Ойстраха. Мои записки - это очень сжатое описание его концертной деятельности, воспоминания о которой достаточно отстоялись, чтобы быть более или менее объективными.

Работая над собой

Работая над собой, Ойстрах никогда не доводил себя до состояния усталости. Всегда сохраняя свежесть чувства и мысли, он занимался в среднем не более трех-четырех часов в день. У него не было строгого режима дня. Любопытный и любознательный, он проявлял интерес и к книге, и к театру, и к технике, и к советскому спорту. Особенно много внимания отдавал он тогда шахматам. Я часто заставал его в сосредоточенном раздумье над шахматной доской. Он сидел на диване, рядом с ним лежали скрипка и смычок, в руке он держал фигуру, которой готовился сделать ход. Так же внезапно, как он оставлял скрипку и обращался к шахматам, так же точно он вдруг отходил от дивана и вновь брал скрипку, овладевая ею с юношеской легкостью таланта. Чистый, необыкновенно прозрачный звук сразу отделялся от инструмента. Я любил слушать, как он бережно выбирал каждую ноту, как четко делились зернышки трелей, точно весенние капли, как они рассыпались и таяли под чувствительными пальцами, как пробегал по струнам пальцеломный пассаж.

Часто в среде музыкантов можно услышать разговоры о том, что вот, мол, у одного скрипача великолепно поставлена правая рука, у другого - левая. У Ойстраха обе руки были равно хороши. Ловкость левой сочеталась с гибким и бесконечным смычком правой.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |