Равнодушие слушателей к квартетной музыке


«Камерная музыка, - пишет в фельетоне П. И. Чайковский, туго и плохо прививается в Москве... Камерная музыка у нас, как и везде, исполняется по преимуществу в небольших залах. Однако можно бы было предположить, что такой многолюдный город, как Москва, был бы в состоянии доставить контингент слушателей, достаточный для наполнения Малой залы Благородного собрания во время квартетных сеансов. Между тем, несмотря на прекрасное исполнение гг-ми Гржимали, Бродским, Гербером и Фитценгагеном столь превосходных произведений, как те, которые вошли в состав программы истекшей серии, несмотря даже на двукратное участие в ней Н. Г. Рубинштейна 66 и появление в одном из собраний такого симпатичного и интересного молодого артиста, как г. Танеев, - публика наша по-прежнему продолжает бояться так называемой серьезной музыки... не могу удержаться, чтобы не сказать всем этим гонителям серьезного элемента в музыке, что, дабы рассеять свое ни на чем не основанное предубеждение, им стоит только испытать себя, посетивши хоть один квартетный сеанс».

Равнодушие слушателей к квартетной музыке

К теме равнодушия слушателей к квартетной музыке. П. И. Чайковский неоднократно возвращается в дальнейшем, призывая публику к увеличению посещаемости камерных собраний.

Не лучше обстояло дело с квартетными собраниями и в других крупных городах России: Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе - словом, в тех местах, где были открыты отделения Русского музыкального общества. Что же можно сказать о далекой провинции, где «музыкальная жизнь не шла дальше музыкальных вечеринок с неизбежными цыганскими романсами и с карточной игрой под музыку и до раннего утра»?

Равнодушие слушателей к квартетной музыке

Впрочем, только ли в одной России так было? Во Франции, по словам Ромена Роллана, до 1870 года существовал один только струнный квартет Морена, который давал каждую зиму в зале Плейеля пять или шесть концертов, посвященных последним квартетам Бетховена, и у широкой публики общество, устраивавшее эти концерты, пользовалось репутацией учреждения, занимавшегося Пропагандой «странной и непонятной» музыки, написанной глухим человеком.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |