Развитие русской музыкальной культуры


Развитие русской музыкальной культуры

Оттачивая перо для анализа главных, основных явлений художественной жизни, вскрывая в каждом из них его сущность, его правду, его идейное содержание, они подчеркивали в нем талант создателя и выражали свои мысли в такой ясной литературной форме, которая не затемняла, а просветляла человеческое сознание.

Развитие русской музыкальной культуры

«Дарование критика есть дарование редкое и потому высоко ценимое... И в самом деле, сколько условий сходится в этом таланте: и глубокое чувство, и пламенная любовь к искусству, и строгое многостороннее изучение, и объективность ума». По мнению Белинского, свобода творчества легко согласуется со служением современности: для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего народа, усвоить его интересы, слить свои стремления с его стремлениями. И еще: «Не искусство создало критику и не критика создала искусство, но то и другое вышло из одного духа эпохи».

Великий мыслитель выдвигал авторитет критики придавая ей значение могущественной силы в развитии общественной жизни, в процветании искусства и литературы. Однако нигде не происходило столько столкновений, столько ожесточенных битв, не было столько противоречий, ошибочных суждений и решений, как в области отношений между искусством и критикой. Сколько векселей, выданных одним поколением, было опротестовано другим, сколько приговоров было кассировано и сколько судей было развенчано! Сент-Бёв отрицал Бальзака, Золя был окружен клеветой; историк литературы Шевырев считал «бездарным стихоплетом Лермонтова», плохими писателями - Тургенева и Гончарова, Боборыкин увлекался художником Харламовым, ныне совсем забытым, и был равнодушен к Репину, известно отношение критики к Мусоргскому, Даргомыжскому, ни одна картина Винсента Ван-Гога не была продана при жизни художника. Директор Миланской оперы не счел возможным принять Джузеппе Верди в консерваторию, сочтя его не способным к композиции. О. А. Сенковский (барон Брамбеус) враждебно относился к Гоголю, восхваляя Кукольника.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |