Роль музыканта-исполнителя в истории развития


Роль музыканта-исполнителя в истории развития

С какой гордостью, схожей с ликованием, рассказывал отец об успехах Квартета Глазунова, одержанных в самых отдаленных уголках страны, о том, как в шахтерском клубе Донбасса яблоку негде было упасть и как радостно, дружно аплодировали люди, проработавшие трудную смену под землей, музыкантам, творениям Глинки, Бородина, Чайковского, Танеева. Еще я подумала: жаль, что ныне не чувствуется большого интереса филармоний к квартетному искусству, нет стимулов к созданию новых квартеров на числа молодых, оканчивающих консерваторию. Квартет как жанр стал исключением, а не правилом. Не наносится ли тем самым некоторый ущерб духовному воспитанию, полнокровному развитию музыкальной культуры в самом широком, всеобъемлющем значении этого понятия.

Много раздумий содержится в наследии отца на тему: роль музыканта-исполнителя в истории развития музыкальной культуры. Тема чрезвычайно интересная... Ученик играет прелюдию Шопена и справедливо получает за свое исполнение пятерку, он точно «сфотографировал» все ноты, обозначенные композитором. А пятерка-то обманчивая, она получена не за искусство, а за прилежность, может быть еще за быстро бегающие пальцы. Где та граница, которая пролегает между точным воспроизведением написанного композитором и творческим переосмыслением души произведения? Вопрос трудный и, кажется, до конца не разрешен и поныне, как, впрочем, никогда не могут быть окончательно исследованы пружины всякого сугубо индивидуального творчества.

Грубо говоря, сколько разных Бахов, Бетховенов, Шопенов, Листов, Прокофьевых, Хренниковых, Шуманов, Шостаковичей дарят нам те, кто, исполняя творения великих композиторов, умеют пропустить их через себя, внести собственное понимание и переосмысление чувств, волновавших создателей вечно покоряющих нас симфоний, концертов, сонат, рапсодий. Иногда приходит на ум шутка со значением...

| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |