Слои населения к музыкальной культуре


«Встречаю я вчера, - рассказал мне некогда пианист Яков Зак, - другого пианиста - Натана Перельмана. Оказалось, мой друг приехал из Ленинграда в Москву и собирается играть в Большом зале консерватории концерт Шопена. А я направляюсь в это время в Ленинград сыграть тот же концерт. Не правда ли, непроизводительные перевозки?» Конечно, сказанное гротеск и никакого отношения к проблемам организации концертов не имеет, тем более к тому формальному, бездушному отношению к гастролям исполнителей, которое проявляется в тех или иных формах и в наши дни.

Слои населения к музыкальной культуре

«Мы приложили немало сил, - писал Павел Павлович, - чтобы приобщить широкие слои населения к музыкальной культуре. Но при этом иногда забывали, что подлинная культура не может строиться на пропаганде лишь тех видов искусства, которые и без того достаточно популярны и сравнительно легко доступны среднему слушателю. Доступное должно сочетаться с трудным. Трудное в искусстве - самое высокое, самое прекрасное, и постижение его приносит слушателю наиболее глубокое удовлетворение».

Павел Павлович не выносил посторонних звуков, нарушающих гармонию концерта, порицал манеру солистов. долго и громко настраивать инструменты, когда публика уже приготовилась воспринимать искусство. Он нервничал, когда вдруг раздавался в зале кашель, приступы которого, подобно эпидемии, переносятся от одного слушателя к другому.

Кстати сказать, пусть не подумает читатель, что такое раздражение сродни самодурству: ведь не волен же, наконец, человек сдержать кашель. Однако, как это ни покажется парадоксальным, кашель - симптом падения внимания к исполняемому. Когда накал интереса велик, то в зале господствует чуткая тишина. Стоит лишь появиться симптому скуки, непонимания, и разрядка наступает в упомянутом виде.

| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |