Современная балалайка


Современная балалайка

Я уходил от Осипова очарованный его искусством, его пленительным дарованием, понимая, однако, что организация его исполнительской деятельности непременно столкнется с устоявшимся взглядом на музыку, эстетствующие представители которой относились к балалайке с нескрываемой брезгливостью. Не уважал ее и рядовой слушатель. Он привык видеть в балалайке примитивный домашний инструмент, на котором всякий, кому не лень, может научиться бренчать.

Современная балалайка имеет большую историю, уходящую в далекие, седые времена. Ее родоначальница, старинная двухструнная балалайка, была широко распространена среди народных музыкантов. Прежде чем принять свой современный вид, балалайка за последние примерно два столетия претерпела ряд существенных изменений, особенно во второй половине XIX века, когда известный музыкальный деятель В. В. Андреев усовершенствовал этот простенький инструмент и создал целую семью балалаек, положив тем самым основу для организации оркестра народных инструментов. В старом Петербурге, в большом свете, оркестр Андреева пользовался успехом. Андреев имел много поклонников и много последователей. Не так давно закончил свои выступления вирутоз Трояновский, много отдал своих сил культуре народных инструментов и Алексеев. Й все же, несмотря на ряд значительных предшественников, Николай Петрович Осипов как крупнейшее музыкальное явление мог родиться только после Октября, когда музыка стала действительно народным достоянием.

«Я должен сказать, - писал президент Академии наук СССР А. Карпинский, - что всякие ожидания были превзойдены художественным исполнением самых разнообразных музыкальных произведений». «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка», - вторил Карпинскому Ипполитов-Иванов. «Осипов - крупнейшее явление нашего времени», - присоединял свой голос С. Василенко.

| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |