Сведения о концертах прошлых времен


Сведения о концертах прошлых времен

Я стал перелистывать музыкальную летопись начиная со второй половины XVIII века, с так называемой эпохи «парика с косичкою», когда еще «в доме генерала Загряжского приезжий басист пел концерты с музыкою и желающие могли приходить в означенный день с платежом по 1 руб. с персоны».

За дальностью сведения о концертах прошлых времен крайне скудны и малодостоверны, не говоря о том, что концертные материалы, включенные в историю музыки, далеко не систематизированы. Одно лишь не вызывало никаких сомнений. Концертная жизнь первой половины XIX века, впрочем как и второй половины XVIII, была наводнена иностранными гастролерами. «Концерты и оперы, сочинения и сочинители, капельмейстеры и учителя, певцы и музыканты - все чужое» (В. Стасов). И в то время как рецензии о концертах итальянской певицы Анджелики Каталани в Петербурге писались в стихах и говорить о ней в прозе было недопустимо, в это же время в тяжелой нужде и бесправии, на иждивении у мелкого торговца - брата отца - томился великий впоследствии оперный певец О. А. Петров. Не раз в пылу гнева дядька разбивал о голову ребенка гитару, на которой тот выучился играть.

Сведения о концертах прошлых времен

На мрачном фоне, когда «серое осеннее небо тяжело и безотрадно заволокло душу» (П. Чаадаев), этот факт мог бы легко стушеваться. Он был бы также бездумно забыт, как забываются одинокие жертвы на поле боя. Но неожиданный конец «обыкновенной истории» - случайная встреча мальчика с полковым капельмейстером, поддержавшим его талант, - обозначил для меня как-то одним намеком большую тему, к которой был уже подготовлен строй моих мыслей. В сущности, безымянный полковой капельмейстер, спасший великого артиста от забвения, был одним из меценатов, которые вошли в историю нашего искусства как большая общественная сила.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |