Теоретические труды Мельгунова


Теоретические труды Мельгунова, Одоевского, Серова, Стасова, развивая эстетические взгляды Глинки, утверждали принципы русской музыкальной эстетики. Сам же Глинка так же, как и Пушкин, принимался в окружающей его среде с большими оговорками, не раз приводившими его в отчаяние. В музыкальном словаре Гарраса о М. И. Глинке было написано: «Виртуоз на фортепианах; известен оперой „Жизнь за царя"».

Из группы буржуазных критиков можно было бы отобрать два наиболее популярных вида. Представителями первой группы являлись критики, совершенно «неприкосновенные», сидевшие на Олимпе с такими же «объективными» судьями. Их перо, точно частое решето, улавливая мелкие недочеты исполнения, оставалось совсем непроходимым для крупных достоинств музыкального творчества.

Теоретические труды Мельгунова

Но если нужно иметь поэтическое сердце, чтобы стать музыкантом, то разве не нужны поэзия и любовь, чтобы слушать, чтобы понимать великие музыкальные творения? Журналист, пишущий обо всем на свете, не обязательно должен претендовать на звание критика, даже если плоды его вдохновения быстро проникают на страницы печати. Музыкант, которому отказано в карьере, еще не приобретает права критика. Теоретики, живущие в сферах кабинетных гипотез, далеки от правильного понимания волнующих вопросов искусства. В них много сходства с бальзаковским метафизиком, который, внимательно прослушав симфонию, лениво спросил: «Что же, собственно, это доказывает?» И в этом, пожалуй, их отличие от французского художника Гюстава Курбе, который на вопрос одной дамы, о чем он думает, когда собирается написать пейзаж, ответил: «Я не думаю, сударыня, я волнуюсь».

Теоретические труды Мельгунова

Второй вид ценителей изящных искусств состоял из лиц, которые легко покупались: одни за деньги, другие за угощения, третьи за исполнение плохих произведений критика-композитора.


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |