Вершина пианизма


В сольных концертах он часто исполнял на «бис» вариации на темы из оперы «Кармен» в своей сложной, пальцеломной обработке, с виртуозным блеском носился по клавиатуре, играя этюды Паганини - Листа; шевеля самые нежные струны души, звучали в его интерпретации мазурки Шопена.

Вершиной пианизма, идеологом Горовица был Рахманинов. Третий концерт в его трактовке, достигший высшего предела глубины и поэзии, сохраняет и поныне притягательную силу для многих пианистов, горящих желанием (чаще всего тщетным) перевести исполнение Горовицем концерта Рахманинова через «собственную копирку».

Вершина пианизма

Горовиц любил посещать клавирабенды, больше всего концерты гастролировавшего тогда в СССР пианиста Артура Шнабеля. Из своих сверстников отдавал предпочтение Владимиру Софроницкому и Марии Юдиной, высоко ставил виртуозные качества Симона Барера. Увлекаясь вокальной литературой, он не раз говорил мне о своем желании выступить как-нибудь в концерте камерной певицы или певца в качестве ансамблиста-аккомпаниатора. Видимо, Горовицу хотелось в этом отношении не отстать от Рахманинова, концертировавшего в 1916 году в разных городах России с певицей Ниной Кошиц, артисткой театра Зимина. Кошиц исполняла романсы Рахманинова в сопровождении автора. На одном таком концерте в Москве мне посчастливилось побывать. Автор романсов в роли аккомпаниатора превзошел все мои ожидания. «Полный театр... Блестящий концерт... В таких случаях в центре внимания обыкновенно певица: кое-кто в публике интересуется и тем, что она поет, и уж никому - или почти никому - нет дела до аккомпаниатора.

На этот раз все сложилось наоборот. Центром вечера был аккомпаниатор, и не только de jure как творец всего, что исполнялось, но и de facto как чудесный, несравненный артист, давший своим писаниям звучащую плоть и кровь, зажегший их дыханием жизни и дыханием этим пронизавший всю атмосферу исполнения. Аккомпанемент Рахманинова был не придатком к пению, а какой-то созидательной плабильней, то бурной, как вулкан, то ювелирно» тонкой, перед лицом которой и самое пение получало значение чего-то менее важного, производного».

Вершина пианизма


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |