Выступления Эмиля Гилельса в Харькове


Выступления Эмиля Гилельса в Харькове

Память переносит меня на много-много лет назад, к давно отзвучавшему прошлому, когда на эстраде харьковского концертного зала во время паузы, не снимая рук с клавиатуры, в нетерпеливом ожидании тишины сидит Эмиль Гилельс, а публика все еще никак не может успокоиться. Я четко вижу его маленькую фигурку, чуть подавшуюся вперед, смотрю на его обращенный к открытой крышке рояля профиль, в котором угадываю напряжение каждого мускула, каждого нерва, и мне становится жалко моего маленького музыканта.

Выступления Эмиля Гилельса в Харькове

Вскоре после выступления Эмиля Гилельса в Харькове он был принят в состав музыкантов-исполнителей ГААНИСа, куда он давно мечтал попасть и под чьей защитой началась его концертная карьера. Гилельсу повезло. На самом первом этапе своего артистического поприща он сразу оказался в гуще творческих интересов и в общении со своими коллегами почерпнул немало полезного и поучительного, увидел, чего ему не хватает, и еще больше поверил в себя.

То вялый и замкнутый, то вдруг жизнерадостный и порывистый, он, подобно всем нервным натурам, почти всегда находился в плену своего собственного, крайне неустойчивого настроения. Эмиль Гилельс подкупал своей непосредственностью, искренностью и той юношеской свежестью чувства, какая особенно свойственна первой молодости. Он становился при этом словоохотливым, общительным, легко выслушивал замечания, ловко принимал возражения и охотно шел навстречу разумным советам. Мы много и часто говорили на разные темы, но главным образом - об искусстве, и в первую очередь, конечно, о музыке.

В Гилельсе было еще много детского, наивного, и вместе с тем он уже ощущал в себе ту силу - в данном случае силу таланта, - которая на этом этапе его жизни шла впереди по сравнению с общим развитием его интеллекта. Ощущая в себе эту волю таланта, он не стремился, однако, к упорной работе над собой, не понимал еще великого значения труда, не сосредоточил на нем свои мысли и чувства, не постиг еще той истины, что только труд способен обуздать сомнения и компромиссы, чтобы провести через всю жизнь нестареющую свежесть и обаяние большого дарования, то редкое и трудно поддающееся определению качество артистического духа, которое придает таланту какую-то неотразимую силу воздействия.

| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки |