В ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Бывают встречи, которые определяют всю дальнейшую судьбу человека. Для меня такой стала встреча с Владимиром Семеновичем Высоцким 14 сентября 1979 года на Пятигорской студии телевидения.

После июля 1980-го я, как многие другие любители и почитатели творчества Высоцкого, стал собирать его песни, стихи и первые - очень немногие - публикации о нем. Самой значительной и замечательной была статья Ю. Каря - кина «По чьей вине...».

Но с самого начала меня как журналиста больше интересовали рассказы, воспоминания, свидетельства людей, которые учились, работали, общались с Высоцким. Вначале все это записывалось в толстые тетради, потом появился диктофон... Уже тогда я знал: «Смерть поэта расставляет окончательные точки и ударения в его стихах» (П. Валери), но не в его жизни; это дело современников - оставить воспоминания и свидетельства, которые станут основой для биографических работ.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сразу после смерти мужа Марина Влади попросила всех друзей В. В. написать о Высоцком... В августе-сентябре 1980 года это сделали только три человека: А. Демидова, И. Шевцов, Ю. Карякин.


Толчком к тому, чтобы серьезно заняться биографией Высоцкого, для меня стало знакомство с близким другом В. В. - Вадимом Ивановичем Тумановым. Он ввел меня в так называемый ближний круг. То есть познакомил с людьми, которые были рядом с Высоцким в последние годы его жизни (В. Янклович, В. Абдулов, И. Шевцов, А. Федотов, А. Макаров, Пантимоний и др.). Также Вадим Иванович представил меня родителям и родственникам Владимира Семеновича.

В 1986 году возникла идея создания музея Высоцкого при Театре на Таганке. А в начале 1987-го я привез в театр полную запись пятигорского интервью, фотографии, сделанные тогда в студии, и уже накопленные материалы по биографии В. В. Привез - и остался работать в архиве Театра на Таганке, то есть на «территории Высоцкого». Естественно, что записи интервью и воспоминаний продолжались — их расшифровывали, печатали и хранили в литературной части театра, которой тогда руководил Петр Леонов.

В 1988 году на основе уже готовых материалов, новых интервью и расшифровок публичных выступлений друзей, актеров и режиссеров сложилась книга «Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого» (издательство «Московский рабочий»), А в 1992-м выходят сразу две книги с таким же названием, но, естественно, с новым содержанием (издательство «Вагант» - часть II, издательство «Петит» - часть III).

Идея следующей книги, «Правда смертного часа» (В. Высоцкий в 1980 году), принадлежит Наталье Анатольевне Крымовой. Для этой книги я заново поговорил со всеми людьми, которые работали, общались, встречались с В. В. в 1980-м. Одновременно шла работа и над книгой «Владимир Высоцкий: Посмертная судьба» - слишком много конфликтных ситуаций и драматических событий случилось после смерти В. В. В 2000 году обе эти книги вышли под одной обложкой.

И книги, перечисленные выше, и «Неизвестный Высоцкий» - это всё материалы к полной биографии Владимира Семеновича Высоцкого. Позиция автора - в словах М. М.Бахтина: «Биография дарственна: я получаю ее от других и для других».

Сентябрь 2004 В. Перевозчиков


| на главную страницу | стихи | дискография | фотогалерея | пресса | ссылки | |